Автомобильные автоматические коробки передач - напряженные и сложные механизмы весьма специфичной конструкции. Жидкость в них служит не только смазкой, но и рабочим телом, испытывающим высокие силовые нагрузки наряду с большими перепадами температур (до 170 градусов С). Успешно выполнять такие функции могут лишь специально разработанные продукты, которые для краткости принято обозначать аббревиатурой ATF (Automatic Transmission Fluid).

Главное свойство, которым должна обладать жидкость для автоматических коробок передач, - высокая текучесть, особенно необходимая при низких температурах. Поэтому в качестве основы обычно используют маловязкие минеральные масла, соответствующие классу 5W по SAE. А чтобы при нагревании такое масло не превращалось в "водичку", в него вводят синтетический загуститель, действие которого проявляется только в зоне высоких температур. Для придания конечному продукту особых свойств в него включают еще и целевые добавки: модификаторы трения, противоизносные и противозадирные присадки, антиокислители, антипенные агенты, а также вещества, препятствующие набуханию резиновых уплотнений. Весь перечисленный состав ATF можно считать сложившимся и традиционным, однако в последнее время он все меньше удовлетворяет конструкторов.

С прогрессом техники требования к физическим свойствам жидкостей непрерывно растут, поэтому логичным выглядит переход от минеральных масел в качестве основы на синтетические. Сегодня есть уже довольно много сортов товарных ATF, приготовляемых на базе "синтетики". Их распространение сдерживается только одним обстоятельством - повышенной стоимостью, хотя в определенной степени она компенсируется более долгим сроком службы.

Несмотря на то, что жидкости для автоматических КП производятся многими фирмами и во многих странах, единой классификационной системы для этой продукции пока не существует. Практически каждая крупная автомобилестроительная фирма, выпускающая автоматические коробки передач, имеет по этому вопросу свои нормативные схемы. Но потребности развивающейся техники едины для всех, поэтому принципиальных отличий между многочисленными квалификационными системами нет. По сути, все они cопоставимы, и отсутствие единого стандарта лишь создает сложности для потребителя, располагающего только одним документом - заводской инструкцией к автомобилю. Однако и в этой ситуации можно усмотреть обобщающие подходы и тенденции, которые сложились исторически.

Первопроходцами и главны ми приверженцами автоматических ко робок передач во все времена были американские ав томобилестроите ли при заметном лидерстве корпо рации "Дженерал Моторс" (GMC). По ее классификации жидкость, исполь зовавшаяся в 60 70-е годы, имела маркировку "тип А", у "Форда" продукт того же назначения именовал ся "тип F" (с эксплуатационной точки зрения эти ATF можно считать равноценными). С на чала 80-х "Дженерал Моторс" присвоила используемой жид кости зарегистрированную тор говую марку "Дексрон-II" (Dex ron-II), а "Форд" - марку "Мер кон" (Mercon). Соответственно были пересмотрены и ужесто чены технические требования к рекомендуемым ATF.

С течением времени "Дексрон-II" неоднократно подвергался модернизации. Вначале появился "Дексрон-IID", а с 1990 года - "Дексрон-IIE", который в 1993 году стал обязательным для всех новых машин GMC с автоматическими коробками. Пару лет назад была закончена разработка новейшего продукта, получившего обозначение "Дексрон-III". Что касается "Форда", то в 1994 году он также пересмотрел свою спецификацию и ввел модифицированные исполнения

Большие и престижные американские машины с коробками-автоматами имеют свой круг покупателей и расходятся по всему миру. Соответственно и указания их изготовителей по применяемости технических жидкостей известны всюду. Но производят-то жидкости не автомобилестроительные, а нефтеперерабатывающие компании. А у них своя сеть предприятий, которые в каждой стране на местные автомобильные заводы, хотя, конечно, учитывают и состав автомобильного парка. В итоге сложилась ситуация, когда каждый сорт товарных ATF удовлетворяет спецификациям многих автопроизводителей, что обязательно отмечается на фирменных этикетках. Вот, к примеру, жидкость "Tramsmax S" известно фирмы "Кастрол" (Castrol): она соответствует квалификационным категориям "Дексрон-IID", "Форд Меркон", "Мерседес-Бенц 236.8", "Катерпиллер ТР2" и еще нескольким. Все это указано на каждой банке, поэтому покупателю, взявшему упаковку в руки, остается только найти (или не найти) в перечне ту маркировку, которая предписана инструкцией к его машине.

Характерно, что обозначение по спецификации "Дженерал Моторс" присутствует на этикетках практически всегда, и это порой служит хорошим ориентиром. Скажем, инструкцией вашего "Мерседеса" предписан продукт с фирменным индексом "236.6" и одновременно допущен "Дексрон-IID", а на предлагаемой вам банке указано обозначение "Мерседес-Бенц 236.8". Жаль, но цифры не сходятся. однако на этикетке фигурирует и маркировка "Дексрон-IIE", а из сказанного выше известно, что по градации "Дженерал Моторс" эта ступень выше. Следовательно, данная жидкость даже лучше рекомендованной, только она наверняка чуть дороже.

Но обратимся к распространенному случаю, когда запасенная или случайно купленная жидкость ниже рангом, чем рекомендуемая. Решение должно быть категоричным - использовать ее нельзя. Однако положение бывает и безвыходным. Как быть? Если машина далеко не новая, с солидным пробегом, то трудно предположить, что скидка "на одну ступеньку" вызовет бедственные последствия. Тем не менее при первой же возможности необходимо приобрести и залить продукт требуемого качества. ну а более серьезное отклонение от предписаний не следует допускать ни при каких обстоятельствах.

Особо следует подчеркнуть, что ATF нельзя заменить никакими другими техническими жидкостями или маслами, будь они высочайшего уровня при своем прямом применении. Именно поэтому жидкости для коробок-автоматов окрашены в красный цвет, который хорошо заметен. Путаница в этом вопросе может обойтись слишком дорого.

В заключение несколько слов об отечественных ATF. Разнообразия тут нет. В свое время была освоена "марка А", приблизительно аналогичная "типу А" по спецификации "Дженерал Моторс". Она не отменена и по сей день. Позже появился также продукт с маркировкой "МГТ", изготавливаемый по ТУ 38.101103-87. У него примерно тот же качественный уровень. В продаже, и особенно на фирменных сервисах, они встречаются редко, а принцип подхода к ним все тот же: соотносить их применение с указаниями завода - изготовителя вашего автомобиля.
Информация взята из портала:  http://japancar.pp.ru/