Общие сведения об автостеклах

В современной автоиндустрии используются два вида автостекол — закаленные и трехслойные (триплекс). Триплекс представляет собой два стеклянных слоя, соединенных полимером. При аварии полимер удерживает на себе осколки, не давая им разлететься. Закаленные стекла проходят термическую обработку, после которой при разрушении они рассыпаются на мелкие осколки с неострыми краями.

Для ветровых стекол автомобилей используют триплекс. Его также устанавливают в качестве бокового и заднего остекления на дорогие модели автомобилей в целях повышения безопасности и снижения уровня шума, так как триплекс благодаря многослойности обладает лучшей звукоизоляцией.

Крепление стекол к кузову осуществляется либо вклеиванием, либо с помощью резинового уплотнения. Первый способ используется на всех современных автомобилях, так как, помимо надежной фиксации стекла, он предотвращает его выпадение при аварии, увеличивает жесткость кузова и обеспечивает качественную влагоизоляцию. Стекла, предназначенные для вклеивания, имеют шелкографический рисунок, который кроме увеличения адгезии (прилипания) клея к стеклу улучшает внешний вид (скрывает края проема кузова и неровности клея).

Крепление с помощью резиновых уплотнителей — самый недорогой и максимально простой способ. Замену стекла, закрепленного таким способом, легко выполнить самостоятельно даже в "гаражных" условиях. Однако такой способ крепления обладает рядом серьезных недостатков. Так, в результате аварии стекло может выпасть из проема и нанести серьезные травмы. Кроме этого, со временем резина уплотнения теряет свою эластичность, хуже облегает стекло и кузов, что приводит к протеканию воды в салон. Скапливаясь под уплотнением, она способствует образованию очагов коррозии. К тому же этот способ крепления довольно сложно полностью автоматизировать на конвейерах автозаводов.

Виды повреждений автостекол

В процессе эксплуатации автомобиля его стекла постоянно подвергаются механическому воздействию камней, песка и мелкого гравия, что приводит к разнообразным повреждениям. В зависимости от «тяжести», все повреждения можно разделить на три вида – микроповреждения, сколы и трещины.

Микроповреждения — потертости, мелкие царапины, щербинки (микросколы). Первые два чаще всего возникают на ветровом стекле из-за неправильного прилегания "дворников" и их работы без омывающей жидкости. Микросколы появляются под воздействием крупного песка, попадающего в стекло автомобиля на большой скорости.

Сколы — локальное разрушение стекла с небольшими трещинами по краям. Появляется в результате удара небольшого камня, причем мелкие трещины могут быть незаметны.

Трещины возникают в большинстве случаев на наружном слое триплекса. Они имеют тенденцию к увеличению своего размера под действием вибрации, перепада температур и попадания влаги. Если эти повреждения расположены в рабочей зоне щеток стеклоочистителя, то возрастает износ кромок их резиновых элементов.

Виды ремонта автостекол

Для удаления мелких царапин и потертостей стекла можно использовать полировку. Для всех других видов повреждения автостекол следует применять другие способы ремонта.

Ремонт сколов начинается со сверления отверстия по центру повреждения для получения внутренней полости, которая соединит внутренний разрыв в стекле и трещины. В случае, если трещины имеют длину более 1 см, их рост предотвращают сверлением отверстий (см. ниже). Сверла, применяемые для данных операций, напоминают стоматологические. Полученную полость заполняют жидким полимером, имеющим оптические свойства (коэффициент преломления света) близкие к стеклу. Полимер за счет хорошей адгезии (прилипания) к стеклу склеивает края скола, предотвращая развитие трещин и вытесняя воздух из повреждения, делает его малозаметным. Для предотвращения вытекания жидкого полимера поверх него наносят более густой состав, а для предотвращения взаимодействия последнего с воздухом накладывают специальные пластины. Современные ремонтные составы полимеризуются (отвердевают) под действием лучей ультрафиолетовой лампы в течение 20-25 минут. Излишки полимера удаляют со стекла острым ножом или лезвием. В большинстве случаев окончательной операцией является полировка.

Ремонт трещин осуществляется в несколько этапов. Сначала трещину промывают от загрязнений и удаляют влагу с помощью пылесоса или водовытесняющей жидкости. Затем выполняют работы по предотвращению роста трещин, зависящие от характера повреждений. Для этого на расстоянии 5-10 мм от видимых концов трещин сверлят отверстия, которые не должны проходить насквозь все слои триплекса. Для предотвращения местного перегрева стекла сверление проводят на низких оборотах. Затем небольшим нажатием "доламывают" трещину до отверстия.

Если посредине трещины есть скол или она достигает края стекла, сверлят еще и дополнительные "отсекающие" отверстия для предотвращения расклеивания трещины после ремонта. Повреждение возле края стекла довольно сложно качественно проклеить из-за наличия молдингов и уплотнений.

После этого отверстия и трещину заполняют полимером. Как уже было написано выше, для предотвращения вытекания полимера и его контакта с воздухом на них накладывают специальные пластины. Заполненные составом полости облучают ультрафиолетовой лампой для полимеризации клеевой композиции, излишки которой затем удаляют. Правильно выполненный ремонт делает трещину малозаметной. Однако полностью восстановить оптическую прозрачность стекла и его прочность невозможно.

Однако часто бывает нецелесообразно ремонтировать стекло. Например, в тех случаях, когда оно имеет трещины значительной длины, или их просто очень много. В таких случаях автостекло просто заменяют на новое.

Замена авто стекол в резиновых уплотнениях

Сначала обеспечьте свободный доступ к проему кузова, т.е снимите декоративные накладки, «дворники», панель приборов и т.п. Если стекло с электроподогревом, не забудьте отсоединить его провода. Затем с помощью широкой отвертки начинайте постепенно перемещать резиновое уплотнение через край проема кузова по всему периметру. После этого выньте стекло вместе с уплотнением.

Теперь проверьте новое автостекло на отсутствие дефектов, как то сколов по краям, царапин поверхности, внутренних пузырьков и т.п. Если все в порядке – смажьте паз резинового уплотнения (в том месте, которое будет прилегать к стеклу) незастывающим герметиком и наденьте уплотнитель на стекло.

В наружный паз уплотнения уложите веревку (диаметром 5 мм и длиной 4 м), концы которой перекрестите в нижней части стекла. Наложите стекло с уплотнителем на проем кузова таким образом, чтобы концы веревки оказались в салоне. Затем начинайте втягивать их внутрь салона, перемещая кромку уплотнителя через край оконного проема (подробней см. инструкцию по эксплуатации автомобиля).

Замена вклеенных автостекол

Обратите внимание, что данный вид работ следует проводить в незапыленном и незагазованном помещении. В противном случае загрязнения могут осесть на поверхность нанесенного клея и ухудшат качество склейки. Также не забудьте зачехлить элементы кузова и салона, на которые может попасть клей. И еще – выполняйте данные работы с напарником, так как некоторые операции можно выполнить только вдвоем.

Как и при замене стекол в резиновых усплотнениях, сначала снимите с машины все элементы, препятствующие доступу к проему кузова. Затем, в зависимости от конструктивных особенностей проема кузова, с помощью различных инструменов (электро-, пневмонож или "струна") сначала проткните, а затем разрежьте клеевой шов. Удалите излишки старого клея, при этом постарайтесь не повредить лакокрасочное покрытие.

Очистите посадочное место кузова и край стекла от загрязнений и тщательно обезжирьте. Если на краях проема есть коррозия, ее необходимо полностью удалить и произвести обработку спецсоставом.

Нанесите грунт на склеиваемые поверхности для улучшения их сцепления с клеевой композицией и выжите минут 15. Затем по всему периметру стекла равномерно нанесите клей в виде валика высотой 10-15 мм.

Теперь с помощью специальных ручек с вакуумными присосками аккуратно установите стекло на посадочное место. Фиксируют его от смещения специальными проставками внизу с внешней стороны оконного проема, а также при необходимости дополнительно крепят его клейкой лентой (скотчем). Начальная полимеризация клея продолжается 2-3 часа, в течение которых нельзя перемещать автомобиль и хлопать дверьми, поскольку стекло еще закреплено непрочно. По истечении этого времени удаляют излишки клея со стекла и устанавливают на место демонтированные декоративные элементы.

Полная полимеризация клеевой композиции заканчивается после 24 часов, в течение которых ездить на автомобиле нежелательно.

Полезные советы

Чтобы предотвратить появления трещин на стекле из-за перепадов температур зимой необходимо перед включением печки очистить обогреваемые стекла от снега, а летом — не включать кондиционер сразу на максимальное охлаждение и обдув.

Ремонт скола или трещины желательно не откладывать, а произвести его сразу после появления дефекта. В крайнем случае, до обращения к специалистам, желательно заклеить его прозрачной клейкой лентой, чтобы в повреждение не попадала грязь. Она не только препятствует качественному склеиванию, но и делает отремонтированное повреждение более заметным.

Перед посещением ремонтной мастерской не стоит заезжать на мойку во избежание попадания воды в повреждение.

Замену вклеенного стекла или ремонт желательно проводить на специализированных станциях, а не в сервисах, где подобные услуги являются второстепенными. Только квалифицированные специалисты смогут сделать эту работу качественно и без ошибок.
Информация взята из портала:  http://japancar.pp.ru/